Содержание

Организация системы безналичных расчетов и платежей

Одной из основных задач деятельности Банка России является обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы страны.

Правовой основой реализации этой цели деятельности Банка

России является Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». В соответствии с этим законом Банк России:

  • координирует, регулирует и лицензирует организацию расчетных, в том числе клиринговых, систем в Российской Федерации;
  • устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов, обязательные для всех субъектов хозяйствования, предприятий, организаций и населения;
  • проводит межбанковские безналичные расчеты через свои учреждения.

К правовой базе регулирования платежной системы России относятся также Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральные законы Российской Федерации «О национальной платежной системе», «О банках и банковской деятельности» и нормативные акты самого Банка России.

Безналичные расчеты и платежи осуществляются через платежную систему страны. Под платежной системой понимается совокупность юридических, организационных, экономических, технологических, технических и информационных средств, обеспечивающих проведение расчетов и платежей между участниками платежной системы. Участниками платежной системы, предоставляющими и использующими платежные средства, являются, с одной стороны, конечные пользователи (предприятия и частные лица), обменивающиеся безналичными деньгами и имеющие счета в банках, и кредитные организации - с другой, предоставляющие в распоряжение участников средства платежа и осуществляющие перевод денежных средств.

Структура платежной системы России

Платежную систему России составляют:

1) платежная система Банка России, в рамках которой проводятся межбанковские расчеты через РКЦ;

2) частные платежные системы, к которым относятся:

  • внутрибанковские платежные системы для расчетов между подразделениями одной кредитной организации;
  • платежные системы кредитных организаций для расчетов по корреспондентским счетам, открытым в других кредитных организациях;
  • платежные системы расчетных небанковских кредитных организаций;
  • системы расчетов между клиентами одного подразделения кредитной организации.

Каждая платежная система относительно самостоятельна, но платежная система Банка России в платежной системе страны является наиболее значимой. Она обеспечивает осуществление расчетов по платежам в рублях с использованием средств, хранящихся на счетах в Банке России.

В каждом территориальном учреждении Банка России функционируют региональные компоненты платежной системы. Платежная система Банка России является валовой системой, т.е. расчеты по всем платежам ведутся по счетам участников на индивидуальной основе.

Расчеты на валовой основе (брутто-расчеты) предполагают проведение отдельной операции путем соответствующего перечисления средств по каждому поручению или требованию. Платежи совершаются последовательно по мере поступления платежных документов в течение дня.

Регулирование платежной системы Центральным банком

Центральный банк Российской Федерации осуществляет регулирование системы расчетов и платежей по ряду направлений. Это: - правовое регулирование (разработка инструкций, иных нормативных документов); - осуществление расчетных услуг (расчеты между коммерческими банками); - участие в урегулировании платежей по линии предоставления кредитов на завершение расчетов; - надзор за участниками платежных систем; - управление рисками, в первую очередь расчетными; - организация системы электронных платежей, защиты банковской информации.

В рамках правового регулирования особое значение имеет Положение Банка России от 29 июня 2012 года №384-П «О платежной системе Банка России». Положение разработано в соответствии с частью второй Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральными законами «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О национальной платежной системе», «О банках и банковской деятельности» и другими законами. Оно регулирует осуществление безналичных расчетов в валюте Российской Федерации и на ее территории в формах, предусмотренных законодательством, определяет форматы, порядок заполнения и оформления используемых расчетных документов, а также устанавливает правила проведения расчетных операций по корреспондентским счетам (субсчетам) кредитных организаций (филиалов), в том числе открытых в Банке России, и по счетам межфилиальных расчетов.

Безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации (филиалы) или Банк России по счетам, открытым на основании договора банковского счета или договора корреспондентского счета (субсчета), если иное не установлено законодательством и не обусловлено используемой формой расчетов. Через кредитные организации (филиалы) расчетные операции могут осуществляться с использованием:

  • корреспондентских счетов (субсчетов), открытых в Банке России;
  • корреспондентских счетов, открытых в других кредитных организациях;
  • счетов участников расчетов, открытых в небанковских кредитных организациях, выполняющих расчетные операции;
  • счетов межфилиальных расчетов, открытых внутри одной кредитной организации.

Для проведения расчетных операций каждая кредитная организация, расположенная на территории Российской Федерации и имеющая лицензию Банка России на осуществление банковских операций, открывает по месту своего нахождения один корреспондентский счет в подразделении расчетной сети Банка России.

Основанием для открытия корреспондентского счета (субсчета) кредитной организации (филиала) в Банке России является заключение договора корреспондентского счета (субсчета). Кредитным организациям (филиалам), открывшим корреспондентские счета (субсчета) в подразделениях расчетной сети Банка России, в целях их однозначной идентификации при проведении расчетных операций присваиваются банковские идентификационные коды участников расчетов (БИК). Структура банковского идентификационного кода и порядок его присвоения устанавливаются отдельным нормативным документом Банка России (Положение о «Справочнике БИК РФ»).

Платеж, осуществляемый кредитной организацией (филиалом) через расчетную сеть Банка России, считается:

  • безотзывным – после списания средств с корреспондентского счета (субсчета) кредитной организации (филиала);
  • окончательным – после зачисления средств на счет получателя в подразделении расчетной сети Банка России.

Осуществление расчетных и платежных услуг Банком России предусматривает соблюдение следующих основных положений:

1) прием расчетных документов Банком России осуществляется независимо от остатка средств на корреспондентском счете (субсчете) кредитной организации (филиала) на момент их принятия. Платежи могут осуществляться в пределах средств, имеющихся на момент оплаты, и с учетом средств, поступающих в течение операционного дня;

2) при наличии на корреспондентском счете (субсчете) кредитной организации (филиала) денежных средств, достаточных для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, эти средства списываются в порядке поступления распоряжений владельца счета и других расчетных документов в течение операционного дня, если иное не предусмотрено законодательством и договором счета. Под достаточностью средств на счете понимается наличие остатка денежных средств на корреспондентском счете (субсчете) кредитной организации (филиала) не ниже суммы всех требований к нему либо выполнение условий, предусмотренных договором счета, которые позволяют проводить расчетные операции по всем требованиям, предъявленным к счету, сумма которых превышает сумму остатка денежных средств на счете;

3) операции по списанию и зачислению денежных средств, осуществляемые по корреспондентскому счету (субсчету) кредитной организации (филиала), отражаются на балансе кредитной организации (филиала) датой их проведения в подразделении расчетной сети Банка России;

4) при недостаточности денежных средств на корреспондентском счете (субсчете) кредитной организации (филиала) средства, списанные

со счета плательщика, отражаются по балансовому счету учета средств, списанных со счетов клиентов, но из-за недостаточности средств, не проведенных по корреспондентскому счету (субсчету) кредитной организации (филиала). Расчетные документы помещаются в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов;

5) Банк России взимает плату за расчетные услуги в виде установленных твердых тарифов. Тарифы дифференцированы в зависимости от способов осуществления платежей, способов передачи клиентами Банка России расчетных документов в платежную систему Банка России, а также в зависимости от времени передачи документов в пределах установленного операционного дня.

Надзор Банка России за участниками платежной системы страны предполагает деятельность по следующим направлениям:

  • надзор за кредитными организациями;
  • надзор за функционированием частных платежных систем.

Регулирование Банком России системы безналичных расчетов и платежей, проводимых кредитными организациями, осуществляется в рамках общей надзорной деятельности.

Надзор Банка России за функционированием частных платежных систем, элементами которых являются кредитные организации (банковские и небанковские), проводится по линии как общей надзорной деятельности за функционированием банковского сектора, так и мониторинга состояния расчетов и платежей в стране, проходящих с использованием частных платежных систем.

Правила электронных расчетов

Электронные расчеты представляют собой систему выполнения межбанковских расчетных операций на основании распоряжений клиентов, передаваемых в электронной форме с помощью электронных средств связи.

Цель совершения платежей электронным способом состоит в том, чтобы ускорить оборачиваемость денежных средств и сократить их объемы в расчетах, повысить качество банковского обслуживания с помощью современных электронных средств связи. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

  • ускорение выполнения банковских операций для пользователей системы за счет устранения бумажных документов при платежах внутри системы и замены их на электронные;
  • оперативное предоставление руководству Банка России синтетических и аналитических данных о ходе проводимых платежей; - обеспечение требуемой безопасности совершения денежных расчетов между пользователями системы;
  • усиление контроля за соблюдением кредитными организациями платежной дисциплины.

Основными элементами системы электронных межбанковских расчетов являются Главные управления Центрального банка Российской Федерации по регионам (областям, краям и республикам), а также сеть РКЦ (ГРКЦ, полевые учреждения), которые отвечают следующим требованиям:

  • применяют порядок учета и технологию совершения электронных расчетов согласно требованиям нормативных документов Банка России;
  • имеют в наличии соответствующие программно-технические - средства и квалифицированный персонал;
  • выполняют требования Банка России по безопасности технологий обработки электронных платежных документов.

Пользователями системы могут быть кредитные организации, их филиалы и другие учреждения и организации (органы федерального казначейства, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, министерства и ведомства), имеющие корреспондентские или расчетные счета в РКЦ – участниках системы. Особенностью электронных платежей является их гарантированность и безотзывность на всем пути следования при подготовке электронного платежного документа. Под гарантированностью электронного платежа понимается целостность его передачи по каналам телекоммуникаций от исходного пункта платежа до пункта назначения. Гарантия обработки и передачи платежа обеспечивается любому другому участнику в течение суток. Безотзывность означает недопустимость возврата электронного платежа на всем пути его следования.

Для проведения операций по счетам клиентов в системе Банка России участники системы могут использовать электронные платежные документы (ЭПД) следующих типов:

  • полноформатные ЭПД, содержащие все реквизиты платежного документа, включая текстовые. В настоящее время усилия Банка России направлены на увеличение доли платежей, совершаемых именно электронными платежными документами полного формата, содержащими всю информацию о платеже;
  • ЭПД сокращенного формата (ЭПДСФ), содержащие реквизиты, обязательные для совершения операций по счетам в учреждении Банка России;
  • электронные служебно-информационные документы (ЭСИД).

Перечисленные документы подписываются электронной цифровой подписью (ЭЦП) и имеют равную юридическую силу с платежными документами на бумажных носителях, скрепленными собственноручными подписями уполномоченных на это лиц и заверенными печатью.

Электронная цифровая подпись представляет собой вид аналога собственноручной подписи и является средством защиты информации, обеспечивающим возможность контроля целостности и подтверждения подлинности электронных документов. ЭЦП позволяет подтвердить ее принадлежность зарегистрированному владельцу. Положительный результат проверки на правильность ЭЦП электронного платежного документа является основанием для проведения последующих этапов обработки документа.

Обмен электронными платежными документами между кредитными организациями, иными клиентами Банка России и обслуживающим подразделением его расчетной сети осуществляется пакетами (посылками), которые состоят из одного или нескольких ЭПД, подписанных одной ЭЦП. При этом каждый документ в отдельности ЭЦП не подписывается.

Внесение каких-либо изменений в электронные платежные документы, поступившие в расчетную сеть Банка России, не допускается. Списание денежных средств со счета плательщика и зачисление их на счет получателя в подразделениях расчетной сети Банка России осуществляется программным путем в соответствии с указанными в документе значениями цифровых реквизитов плательщика и получателя.

Операции выполняются независимо от содержания текстовых реквизитов ЭПД. Претензии, возникающие при неверном зачислении денежных средств на счета получателей из-за несоответствия цифровых и текстовых реквизитов, регулируются непосредственно между плательщиком и получателями, минуя подразделения расчетной сети Банка России.

Изготовление и оформление ЭПД на бумажном носителе производится в подразделении расчетной сети Банка России (как правило, при условии, если клиент или кредитная организация не участвуют в электронном обмене платежными документами). Если же электронные платежные документы доводятся до кредитной организации в электронном виде, возможны распечатка и оформление документа кредитной организацией-получателем. Помимо электронной цифровой подписи в целях защиты документооборота от несанкционированного доступа, соблюдения конфиденциальности и возможности обмена информацией в автоматизированном режиме при совершении расчетов электронным способом Банк России установил определенные требования к технологиям, системам и средствам обработки, передачи и хранения ЭПД.

Система электронных межбанковских платежей состоит из систем внутрирегиональных электронных платежей и межрегиональных электронных платежей.

Систем внутрирегиональных электронных платежей

Для участия расчетно-кассовых центров региона во внутрирегиональных электронных расчетах в территориальном учреждении Банка России на основании Типового положения Банка России о совершении внутрирегиональных электронных платежей в системе Центрального банка Российской Федерации разрабатывается собственное, действующее на региональном уровне, Временное положение о совершении внутрирегиональных электронных платежей. В нем учтены порядок и технология автоматизированной обработки банковской информации в регионе.

Включение региона для участия во внутрирегиональных электронных расчетах оформляется приказом по территориальному учреждению Банка России. Решение о включении РКЦ региона в систему внутрирегиональных электронных платежей принимает руководство территориального учреждения Банка России. Готовность расчетно-кассовых центров определяется на основании анализа программно-технических, телекоммуникационных средств, средств защиты информации, степени подготовки персонала и устанавливается специальной комиссией, в которую входят специалисты управлений информатизации, бухгалтерского учета, а также управления безопасности и защиты информации.

Внутрирегиональные электронные платежи должны выполняться «день в день», т.е. денежные средства, списанные со счетов отправителей расчетного подразделения Банка России в течение операционного дня, должны быть зачислены на счета получателей расчетного подразделения Банка России. В регионе разрабатывается график доставки, передачи и приема электронных платежей и обмена служебно-информационными сообщениями.

Различают следующие способы обработки учетно-операционной информации:

1) централизованный (учетно-операционная информация учреждений Банка России региона полностью обрабатывается на технических средствах в подразделении информатизации региона);

2) децентрализованный (учетно-операционная информация учреждений Банка России региона обрабатывается локально на собственных технических средствах);

3) децентрализованный с созданием единого центра коммутации сообщений.

При наличии локальной обработки информации в учреждениях Банка России региона в составе региональных головных РКЦ создается подразделение – центр коммутации расчетов, функциями которого являются обеспечение транспорта электронных платежей внутри региона с использованием средств телекоммуникаций, а также контроль и выверка электронных расчетов.

Введенная в электронную систему межбанковских расчетов информация передается средствами телекоммуникаций с помощью специальных программно-технических средств защиты, принятых к использованию в регионе.

В расчетно-кассовом центре-получателе при принятии электронных документов проверяются реквизиты получателя денежных средств, затем на основании поступивших электронных платежей изготавливаются и оформляются бумажные копии электронных документов. Если изготовление и оформление указанных бумажных копий выполняются самой кредитной организацией, РКЦ распечатывает для себя реестр принятых электронных документов, который подшивается и хранится в соответствии с требованиями Банка России по сшиву и хранению мемориальных документов дня. В тот же день по завершении обработки поступивших электронных документов с помощью средств телекоммуникаций в РКЦ – отправитель платежа направляется подтверждение о получении платежа и принятии его к проводу. При централизованном способе обработки учетно- операционной информации подтверждения не направляются. На основании поступивших подтверждений РКЦ – отправитель платежа выполняет квитовку отправленных ранее электронных платежных документов.

При децентрализованном способе обработки учетно- операционной информации без создания подразделения информатизации квитовка электронных платежей осуществляется непосредственно в РКЦ. В процессе квитовки программным путем сравниваются все реквизиты начального ЭПД, кроме текстов назначения платежа, наименований клиента и его корреспондента, с соответствующими реквизитами подтверждения. К таким реквизитам относятся:

  • порядковый номер электронного документа и дата его ввода;
  • банковский идентификационный код кредитной организации - плательщика и номер ее корреспондентского счета;
  • номер счета плательщика;
  • банковский идентификационный код кредитной организации- - получателя и номер ее корреспондентского счета; номер счета получателя; - номер исходного платежного поручения и дата его выписки; вид операции;
  • сумма документа.

Электронный платежный документ считается сквитованным при полном совпадении указанных реквизитов.

В случае неполучения в течение операционного дня подтверждения РКЦ – отправитель платежа формирует и посылает в адрес РКЦ – получателя запрос на подтверждение. При не поступлении от последнего подтверждения в течение рабочего дня электронные расчеты с этим РКЦ временно приостанавливаются и принимаются оперативные меры по выявлению причин сбоя. Межрегиональные электронные платежи совершаются в зависимости от удаленности часовых поясов регионов, в которых располагаются плательщик и получатель, как правило, в течение дня или не позднее следующего.

Правила осуществления межрегиональных электронных платежей

Правила осуществления межрегиональных электронных платежей едины для всех регионов. В каждом регионе одно учреждение Банка России выступает головным участником расчетов, на которое возложены функции учета и контроля межрегиональных электронных расчетов. Определение готовности подразделений расчетной сети Банка России к проведению межрегиональных электронных платежей и принятие решения об их включении в состав участников данного вида расчетов проводятся на основании выводов комиссии, созданной для проверки готовности региона к совершению электронных платежей.

Функции организации и учета межрегиональных электронных платежей выполняет головной участник межрегиональных электронных платежей, которым, как правило, является Головной расчетно-кассовый центр. Головной участник расчетов отправляет и получает электронные платежные документы по системе межрегиональных телекоммуникаций и осуществляет учет данного вида операций.

Регламент обработки отправляемых и получаемых межрегиональных электронных платежей в регионе утверждается территориальным учреждением Банка России. Порядок проведения и учета операций по межрегиональным электронным платежам, передаваемым из подведомственных РКЦ и направляемых в адрес последних, определяется в зависимости от реализованного в регионе способа обработки учетно-операционной информации (централизованный или децентрализованный).

Сформированные в пакеты электронные платежные документы передаются расчетно-кассовым центром в ГРКЦ с использованием средств внутрирегиональных телекоммуникаций и средств защиты информации.

Полученные и прошедшие в ГРКЦ соответствующий контроль электронные платежные документы расчетно-кассовых центров, а также обслуживаемых кредитных организаций и других клиентов ГРКЦ сортируются по регионам получателям в пакеты и передаются в ГРКЦ- получатель средствами телекоммуникаций по установленному графику. Принятые к обработке межрегиональные электронные платежи учитываются на балансе ГРКЦ. Не позднее следующего рабочего дня ГРКЦ получатель должен подтвердить получение электронных платежных документов.

Подтверждения используются в ГРКЦ для квитовки отправленных электронных платежей. Для создания в РКЦ бумажного документа (подтверждения о приеме электронных платежных документов ГРКЦ-получателем) ГРКЦ отправитель передает ему информацию о поступивших подтверждениях средствами телекоммуникаций. По получении пакетов межрегиональных электронных платежей ГРКЦ-получатель производит их соответствующий программный и логический контроль.

Пакеты, не прошедшие программный контроль, автоматически отбраковываются и возвращаются в ГРКЦ-отправитель без исполнения. Логический контроль осуществляется в случае положительного результата программного контроля и заключается в программной проверке реквизитов поступивших электронных документов на отсутствие ряда ошибок.

По электронным платежам, получателями которых являются клиенты Банка России – кредитные организации, обслуживаемые в РКЦ или ГРКЦ и не использующие для обмена электронными документами средства телекоммуникаций, копии электронных платежных документов распечатываются в подразделении расчетной сети Банка России. Когда в договоре с кредитной организацией или другими клиентами учреждения Банка России предусмотрена передача ЭПД по каналам телекоммуникаций, в их адрес направляется пакет электронных платежных документов, подписанный электронной цифровой подписью РКЦ или подразделения информатизации. Копии электронных документов на бумажном носителе при этом распечатываются непосредственно в кредитной организации или клиентом Банка России. На поступившие в ГРКЦ-получатель межрегиональные электронные платежи создаются пакеты подтверждений о принятии электронных платежных документов к проводу. Сформированный пакет подтверждений направляется в регионы-отправители платежей в день получения ЭПД или на следующий рабочий день, но не позднее 10 часов местного времени.

Безопасность и защита информации в платежной системе

Безопасность и защита информации в платежной системе Банка России обеспечивается проведением следующих мероприятий:

  • идентификация пользователей;
  • контроль целостности и подтверждение подлинности платежных документов; - разграничение прав доступа и защита от несанкционированного доступа к ресурсам систем обработки платежей;
  • контроль за проведением расчетных операций;
  • криптографическая защита платежной информации;
  • резервирование программно-технических комплексов и информационных ресурсов.

В традиционных банковских технологиях безопасность платежей обеспечивается за счет наличия и подлинности имеющихся на платежных документах подписей уполномоченных лиц и печати организации, банка, прочих необходимых отметок и штампов, присутствие которых регламентируется соответствующими банковскими правилами. При этом физический носитель информации (бумага) и нанесенные на нее средства аутентификации (подписи, печати, штампы) неразрывны. В электронных же документах физическая связь заменяется математической, позволяющей устанавливать подлинность информации на основе ее внутренней структуры. Это достигается за счет криптографического преобразования исходной информации с помощью специального секретного ключа.

Применяемый Банком России и его подразделениями, участвующими в электронных платежах, порядок обеспечения безопасности технологии обработки электронных документов обеспечивается созданием системы, включающей в себя комплекс технологических, организационных, технических и программных мер и средств защиты на этапах подготовки, обработки, передачи и хранения ЭПД.

Ядром такой системы безопасности является система криптографической защиты информации, призванная обеспечить конфиденциальность, целостность и подлинность данных и предотвратить несанкционированное ознакомление с их содержанием или их модификацией. Специализированные организации, привлекаемые на договорной основе для разработки и установки средств и систем защиты ЭПД, должны иметь лицензии от Государственной технической комиссии России (ГТК) и других государственных органов в соответствии с российским законодательством. Используемые при этом средства защиты информации от несанкционированного доступа должны иметь сертификат ГТК России.

Внутренний порядок применения средств защиты от несанкционированного доступа и обеспечения криптографической защиты информации определяется непосредственно руководством Банка России.

Обязанности по администрированию программно-технических средств защиты электронных платежных документов для каждого технологического участка прохождения этих документов возлагаются на соответствующих специалистов, задействованных на данном участке и являющихся администраторами информационной безопасности. К числу их основных обязанностей относятся обеспечение функционирования установленных средств и систем защиты информации, контроль за надлежащим соблюдением инструкций по их эксплуатации, а также выявление и регистрация попыток несанкционированного доступа в систему обработки электронных платежей.

В целях обеспечения информационной безопасности при проведении электронных платежей специалистами Банка России проводится комплекс мер, которые условно можно сгруппировать следующим образом:

1) обеспечение информационной безопасности при внедрении и эксплуатации систем обработки электронных платежей;

2) обеспечение информационной безопасности при передаче электронных платежных документов;

3) обеспечение защиты помещений и технических средств;

4) обеспечение информационной безопасности при использовании криптографических средств защиты;

5) контроль за обеспечением безопасности технологии обработки электронных платежных документов.