Содержание

Управление государственным долгом

Полномочия Банка России по обслуживанию государственного долга Российской Федерации определяются федеральными законами. Банк России и Министерство финансов Российской Федерации в необходимых случаях заключают соглашения о проведении указанных выше операций по поручению Правительства Российской Федерации.

Осуществляя операции по размещению и погашению государственного долга, Центральный банк выполняет функцию кредитора государства. В соответствии со ст. 22 Федерального закона «О Центральном банке (Банке России)» Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете.

Банк России осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации. Основной формой государственных заимствований, направляемых на цели финансирования государственных расходов и государственного бюджета являются государственные займы, которые используются для покрытия бюджетного дефицита государства посредством аккумуляции временно свободных денежных средств физических и юридических лиц. Они предоставляются на определенный срок на условиях выплаты дохода и оформляются удостоверяющими долговыми обязательствами. В результате таких заимствований образуется государственный долг - совокупность обязательств по возврату средств с процентами, принятых от лица государства или от имени его уполномоченных органов перед кредиторами.

Центральный банк не играет в этих заимствованиях решающую роль. Относительно высокий удельный вес государственных ценных бумаг в балансе центрального банка не означает первичного участия центрального банка в государственном долге. Государственные облигации покупаются и продаются в основном в ходе проведения денежно-кредитной политики. Таким образом, Банк России не имеет соответствующих инструментов регулирования государственного долга, но действует именно как финансовый агент Правительства.

В настоящее время обеспечивается взаимосвязь между денежно- кредитной политикой и политикой управления государственным долгом Российской Федерации. Координация денежно-кредитной политики и политики управления государственным долгом осуществляется на стадии согласования бюджетной и денежно-кредитной политики Правительства РФ и Банка России на соответствующий год. Координация проводится в рамках согласования между Минфином России и Банком России политики в области регулирования денежной массы и процентной политики с политикой в области внутренних и внешних заимствований, а также согласования политики в области регулирования золотовалютных резервов и политики в области погашения и обслуживания государственного внешнего долга. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ средства федерального бюджета и средства государственных внебюджетных фондов хранятся в Банке России, если иное не установлено федеральными законами.

Как банк Правительства Центральный банк открывает счета в валюте Российской Федерации центральным банкам иностранных государств, международным межгосударственным (межправительственным) организациям. Открытие Банком России счетов в валюте Российской Федерации центральным банкам иностранных государств, международным межгосударственным (межправительственным) организациям и проведение по ним операций осуществляется на основании соглашений (договоров корреспондентского счета), заключаемых Банком России с центральными банками иностранных государств, международными межгосударственными (межправительственными) организациями.