Содержание

Взаимодействие Центрального банка с международными валютно-кредитными организациями

Одним из направлений деятельности центрального банка как государственного органа является взаимодействие и сотрудничество с международными валютно-кредитными и финансовыми институтами. Банк России выступает как представитель интересов Российской Федерации, участвуя в решении вопросов, относящихся к его компетенции.

Правовой основой международной деятельности Центрального банка как представителя интересов России является Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (cт. 5155). В рамках международной и внешнеэкономической деятельности Центрального банка Законом предусмотрено, что Банк России: 

  • вправе запросить центральный банк и орган банковского надзора иностранного государства о предоставлении информации или документов, которые получены от кредитных организаций в ходе исполнения надзорных функций, а также предоставить органу банковского надзора иностранного государства указанные информацию или документы, которые не содержат сведений об операциях кредитных организаций и их клиентов, при условии обеспечения указанным органом банковского надзора режима сохранности информации, соответствующего установленным законодательством Российской Федерации требованиям обеспечения сохранности информации, предъявляемым к Банку России;
  • выдает разрешение на создание кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков, а также осуществляет аккредитацию представительств кредитных организаций иностранных государств на территории Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным федеральными законами;
  • устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
  • является органом валютного регулирования и валютного контроля и осуществляет эти функции в соответствии с Законом Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» и федеральными законами; д) для осуществления своих функций может открывать представительства на территориях иностранных государств.

Взаимоотношения Банка России с международными валютно- кредитными и финансовыми институтами в значительной степени предопределяют взаимодействие национальной экономики России с мировым хозяйством, поскольку сферы деятельности международных валютно-кредитных и финансовых институтов самые различные, но имеющие исключительно важное значение для функционирования современной национальной экономики независимо от уровня ее развития.

Mеждународные валютно-кредитные и финансовые институты

В настоящее время Банк России взаимодействует и сотрудничает в основном с такими международными валютно-кредитными и финансовыми институтами, как:

  • Международный валютный фонд;
  • Всемирный банк;
  • Банк международных расчетов;
  • Европейский банк реконструкции и развития;
  • Международная финансовая корпорация;
  • Региональные банки развития.

Кроме того, Банк России ведет активную работу по линии таких международных экономических организаций, как «Группа восьми», «Группа двадцати», Организация экономического сотрудничества и развития, Всемирная торговая организация, форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) и другие, а также непосредственно взаимодействует с центральными (национальными) банками иностранных государств. Взаимоотношения между Банком России как центральным (национальным) банком страны и международными валютно- кредитными и финансовыми организациями, с одной стороны, имеют свою историю, а с д ругой - отличаются от существовавших ранее в СССР взаимоотношений между Госбанком СССР и данными организациями.

В 1930 г. в Базеле был создан Банк международных расчетов (БМР). Однако СССР не участвовал в учреждении данной организации. В 1944 г. СССР принял участие в Бреттон-Вудской валютной конференции, результатом которой, в числе других решений, было создание МВФ и МБРР. Уставные документы этих организаций предполагали подписание их и от имени Советского Союза. Но наша страна по идеологическим соображениям, а также в связи с проводившейся экономической политикой изоляции национальной экономики от мировой не приняла участия в учреждении этих влиятельных международных финансовых институтов.

В 60-70-х годах XX в. с развитием процесса экономической интеграции социалистических стран Советский Союз принял участие в учреждении Международного банка экономического сотрудничества (МБЭС) и Международного инвестиционного банка (МИБ). Оба банка функционируют до сих пор, обременены значительной и частично безнадежной дебиторской и большой кредиторской задолженностью и не оказывают активного влияния на состояние мировой системы международных валютно-кредитных и финансовых организаций. Во второй половине XX в. была образована группа Всемирного банка, включающая сегодня такие подразделения, как Международная ассоциация развития (MAP), Международная финансовая корпорация (МФК), Международное агентство гарантирования инвестиций (МАГИ), Международный центр по урегулированию споров. Кроме того, мировая система международных валютно-кредитных и финансовых организаций пополнилась такими международными банками развития, как Межамериканский банк развития (МАБР), Африканский банк развития (АфБР), Азиатский банк развития (АзБР). Однако Россия и, соответственно, ее Центральный банк до определенного времени были лишь наблюдателями за работой международных валютно-кредитных и финансовых организаций, но не активными участниками (за исключением МБЭС и МИБ).

Ситуация изменилась в середине 1980-х годов с началом перестройки в СССР, когда крупнейшие акционеры МВФ и МБРР убедились в готовности нашей страны кардинально изменить внутреннюю экономическую политику и политику в отношении мирового хозяйства. В период с 1985 по 1990 г. МВФ и МБРР проявили заинтересованность в расширении контактов с СССР, а наша страна - во внешних заимствованиях.

В 1990 г. СССР и, соответственно, Госбанк СССР приняли участие в работе ряда международных валютно-кредитных и финансовых организаций и в учреждений ЕБРР. В 1991 г. на саммите «Группы семи» и СССР в Лондоне было поддержано вступление нашей страны в МВФ и группу Всемирного банка. Были поданы официальные заявления о приеме в эти организации, но вступление не состоялось из- за распада СССР. В 1992 г. Россия официально подписала учредительные документы МВФ и МБРР, став их членом. Во всех этих переговорных процессах активно участвовал Банк России как представитель интересов Российской Федерации.

В 1993 г. Россия инициировала создание новой международной финансовой организации - Межгосударственного банка (МТБ) в Москве, в 1994 г. поддержала создание Черноморского банка торговли и развития ( ЧБТР) в С алониках, а в 1 996 г . п рисоединилась к Б анку международных расчетов (БМР). Влияние России на политику ведущих международных валютно- кредитных и финансовых организаций можно охарактеризовать пока как весьма умеренное. Это обусловлено тем, что Россия стала членом системы международных валютно-кредитных и финансовых организаций, когда та уже сложилась. Кроме того, доли России в уставных капиталах ведущих международных валютно-кредитных и финансовых организаций невелики (в ЕБРР - 4%, МФК - 3,39%, в МБРР - 2,99%, в МВФ - 2,79%).

Направления сотрудничества

Банк России взаимодействует и сотрудничает с данными организациями по следующим направлениям:

  • клиентские отношения: внешние заимствования от лица - Российской Федерации; получение гарантий, поручительств, инвестиций, техническое содействие; консультационные услуги: с учетом национальных интересов и обеспечения активного участия России в выработке политики международных валютно-кредитных, финансовых и экономических организаций на перспективу;
  • партнерские отношения: с одной стороны, в рамках данных отношений международные финансовые организации выступают партнерами своих акционеров-поставщиков при реализации финансируемых этими организациями проектов; с другой стороны, в целях стимулирования экспорта необходимой является поддержка участия российских организаций в реализации инвестиционных проектов за рубежом.

В настоящее время клиентские отношения Банка России с международными валютно-кредитными и финансовыми организациями ориентированы на обслуживание внешнего долга России в части его погашения.

Значительное место во взаимоотношениях между Центральным банком Российской Федерации и международными валютно- кредитными и финансовыми организациями на современном этапе занимают консультации и переговоры по актуальным для всех стран вопросам развития денежно-кредитной и финансовой сфер экономики. В последнее время активно обсуждаются вопросы разрешения и предотвращения финансовых кризисов, реализации инициативы по сокращению задолженности беднейших стран, а также меры по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. Поддерживаются регулярные контакты Банка России с миссиями Международного валютного фонда и Всемирного банка. В рамках программы технического содействия Банком России проводятся консультации с МВФ по проблемам резервных требований, управления ликвидностью, банковского надзора, информатизации и т. д.

В настоящее время также продолжается работа Банка России с миссиями МВФ и ВБ по вопросам повышения эффективности операций Банка России в денежно-кредитной сфере, в том числе на открытом рынке, применения инструментов денежно-кредитной политики, содействия развитию финансовых рынков, совершенствования валютного регулирования и платежной системы. В рамках технического содействия МВФ Банку России были оказаны консультационные услуги по вопросам создания кредитных бюро, обеспечения внутреннего контроля, формирования системы раннего реагирования для своевременного выявления проблем в кредитных организациях.

В рамках сотрудничества Банка России с Всемирным банком рассматриваются вопросы использования средств и продления сроков займа на финансирование проекта развития финансовых учреждений и перспективы реализации программы развития малых и средних банков в рамках соответствующего проекта ВБ. Динамично развивается сотрудничество Банка России с Банком международных расчетов. На встречах управляющих центральными банками в БМР обсуждаются перспективы мировой экономики и финансовых рынков, роль бухгалтерского учета и отчетности в повышении эффективности финансовой системы, проблемы суверенной задолженности, роль денежно-кредитной политики в обеспечении экономического роста и предотвращении финансовых кризисов. Банк России участвует в работе Комитета по платежным и расчетным системам и Базельского комитета по банковскому надзору при БМР. При участии специалистов Банка России было разработано новое Соглашение о достаточности капитала (Базель-II), содержащее современные концептуальные подходы к оценке и управлению финансовыми рисками.

В рамках взаимодействия с Международным банком реконструкции и развития в Банк России принимает участие в рассмотрении и реализации инвестиционных проектов МБРР, направленных, в частности, на содействие частным инвестициям и повышение эффективности функционирования банковского сектора. Продолжается развитие сотрудничества Банка России с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), который с конца 1990-х годов принял самое активное инвестиционное участие в экономических реформах в России.

Банк России уделяет также внимание вопросам сотрудничества с международными региональными банками. В частности, Банк России способствовал началу функционирования Черноморского банка торговли и развития, в задачу которого входят содействие развитию торговли в регионе и финансирование региональных инвестиционных проектов.

С участием Банка России разрабатывались предложения по стратегии сотрудничества России с Азиатским банком развития и Межамериканским банком развития. Взаимодействие с ними имеет для России достаточно большое значение в связи и с возможным расширением экспорта России в эти динамично развивающиеся регионы мира, и с реформой МВФ и сокращением его кредитных программ. Банк России ведет также активную работу по линии таких международных экономических организаций, как «Большая восьмерка», «Группа двадцати», ОЭСР, АТЭС и др. Большинство этих организаций объединяет ведущие индустриальные страны и страны с формирующимися рынками. В рамках деятельности указанных организаций ведется совместный поиск компромиссных решений проблем мировой экономики и финансов, в том числе проблем уязвимости мировой финансовой системы, вызванных процессом глобализации, проблем трансграничных переводов денежных средств рабочими-мигрантами, борьбы со злоупотреблениями в финансовой системе, обеспечения стабильности движения капитала, институционального строительства в финансовом секторе, региональной интеграции, поддержания экономического роста, бюджетно-налоговой политики и др.