Содержание

Дистанционный надзор банка России

Дистанционный надзор предполагает наличие у надзорного органа эффективных информационных и аналитических процедур мониторинга текущего финансового состояния кредитных организаций, соблюдения ими законодательства и нормативных требований, выявления на возможно более ранних стадиях негативных тенденций в деятельности кредитных организаций и принятие упреждающих мер надзорного реагирования.

Исходным и чрезвычайно важным блоком системы дистанционного надзора являются пруденциальные нормы и требования Банка России к кредитным организациям, предусмотренные в Инструкции Банка России от 31 марта 1997 г. №59 «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушение пруденциальных норм деятельности». За время действия этой инструкции в нее вносились неоднократные изменения, отражающие новые явления в банковской сфере.

Подразделения Банка России, занимающиеся дистанционным надзором, располагают богатой информационной базой для диагностики финансового состояния отдельных кредитных организаций и банковской системы в целом. На основе созданных в Банке России информационной и аналитической систем осуществляется оперативное выявление отклонений и отрицательных тенденций в деятельности кредитных организаций.

Результаты дистанционного надзора используются:

  • для принятия оперативных мер надзорного реагирования;
  • для выявления и более тщательного наблюдения за проблемными банками;
  • для определения плана и программы инспектирования проблемных банков.

В распоряжении Банка России имеется достаточно широкий набор мер надзорного реагирования, подразделяемых на предупредительные и принудительные меры воздействия. Выбор конкретной меры воздействия обусловливается тремя факторами:

  • характером допущенных кредитной организацией нарушений;
  • причинами, повлиявшими на возникновение нарушений;
  • общим финансовым положением кредитной организации.

Ранние стадии возникновения проблем

Как правило, на ранних стадиях возникновения проблем у кредитной организации принимаются предупредительные меры воздействия. Они относятся к мерам оперативного надзорного реагирования.

К ранней стадии возникновения проблем относятся следующие ситуации:

  • отрицательные тенденции в уровнях обязательных нормативов, т.е. их ухудшение при условии соблюдения или незначительном нарушении;
  • образование текущих убытков от банковских операций и сделок;
  • снижение объема собственного капитала банка; - привлечение ресурсов на условиях хуже рыночных; - отказ клиентов от обслуживания в данном банке;
  • уход сотрудника из банка; - несоблюдение требований Банка России по построению расчетной системы;
  • несвоевременное проведение филиальных платежей с корреспондентских субсчетов, открытых в Банке России.

Предупредительные меры воздействия

Предупредительные меры воздействия включают:

  • доведение в письменной форме или в ходе деловой встречи до органов управления кредитной организации информации о недостатках в ее деятельности и об обеспокоенности надзорного органа состоянием дел у кредитной организации;
  • изложение рекомендаций надзорного органа по исправлению создавшейся ситуации;
  • предложение представить в надзорный орган программу мероприятий, направленных на устранение недостатков;
  • установление дополнительного контроля за деятельностью кредитной организации и за выполнением мероприятий по нормализации деятельности.

Принудительные меры воздействия

В случае нарушения банковского законодательства, нормативных актов или предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России вводит принудительные меры воздействия.

К ним относятся:

  • штрафы; 
  • требование об осуществлении кредитной организацией мероприятий по ее финансовому оздоровлению;
  • требование о приведении величины собственного капитала и размера уставного капитала в соответствие необходимым величинам;
  • требование о реорганизации кредитной организации;
  • ограничение проведения кредитными организациями отдельных  операций на срок до шести месяцев;
  • ограничение затрат на осуществление кредитными организациями банковских операций, предусмотренных выданной лицензией на срок до одного года;
  • ограничение затрат на открытие филиалов на срок до одного года;
  • требование о замене руководителей кредитной организации;
  • назначение временной администрации по управлению кредитной организацией;
  • отзыв лицензии на осуществление банковских операций.

Некоторые из этих мер могут применяться на основании документарного анализа, например, штрафы; другие (их большинство) – исходя из проверок на месте.