Содержание

Взаимоотношения Банка России с органами законодательной и исполнительной власти

Взаимодействие Банка России с органами государственной власти -Президентом РФ и его администрацией, а также с Правительством РФ основывается на принципах взаимного участия в разработке и координации вопросов экономической политики, взаимного информирования о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, проведении регулярных консультаций.

Взаимоотношения Банка России с Президентом, Государственной думой и правительством Российской Федерации

Взаимоотношения Банка России с Президентом РФ

Для правильного понимания особенностей взаимоотношений Президента РФ и Банка России необходимо учитывать следующие обстоятельства: во-первых, Президент РФ, являясь Главой государства и гарантом Конституции РФ, руководит всеми вопросами экономического, социального, в том числе кредитно-финансового, характера и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Во-вторых, Президент РФ представляет на утверждение в Государственную Думу РФ кандидатуру на должность Председателя Центрального банка РФ и ставит вопрос об освобождении его от должности. Поэтому Банк России при реализации предоставленных ему полномочий учитывает политику, проводимую Президентом РФ, при осуществлении полномочий государственного управления денежно-кредитной и банковской системами. В этой связи Банк России обязан обеспечить Президента РФ необходимой ему информацией о состоянии банковской и денежно- кредитной систем РФ, их организации и функционировании, а также иной информацией по вопросам, отнесенным к его компетенции. Порядок представления Банком России информации устанавливается федеральными законами. Кроме того, в случае вмешательства в его деятельность Банк России информирует Президента РФ о допущенных фактах нарушения принципа независимости Банка России и вмешательства в его деятельность.

Взаимоотношения Банка России и Государственной Думы Российской Федерации

Взаимоотношения Банка России и Государственной Думы РФ полагают подотчетность Банка России Государственной Думе РФ. Это означает, что назначение и освобождение от должностей Председателя Банка России и членов Совета директоров Банка России осуществляются Государственной Думой. Помимо этого на рассмотрение Государственной Думы России представляется годовой отчет Банка России и аудиторское заключение. Аудиторская фирма для проведения аудиторской проверки Банка России также определяется Государственной Думой РФ. Одной из форм подотчетности Банка России Государственной Думе РФ является ее право проводить парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей. Дважды в год Государственная Дума РФ заслушивает доклады Председателя Банка России, которые приурочиваются к представлению годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. Проект Основных направлений государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год Банк России представляет в Государственную Думу РФ ежегодно не позднее 1 октября, а Основные направления – не позднее 1 декабря. Этот документ включает следующие положения: анализ состояния и прогноз развития экономики РФ; основные ориентиры, параметры и инструменты единой государственной денежно-кредитной политики. Проект основных направлений единой государственной и денежно-кредитной политики предварительно представляется Президенту РФ и Правительству РФ.

Окончательный вариант основных направлений рассматривается Государственной Думой РФ, которая и принимает по данному вопросу соответствующее решение. Кроме того, Банк России обязан представлять в порядке, установленном федеральными законами, иную информацию по вопросам, интересующим Государственную Думу РФ, отнесенным к ее компетенции, а также информировать о допущенных каким-либо государственным органом или иным лицом нарушениях принципа независимости Банка России.

Взаимоотношения Банка России и Правительства Российской Федерации

Между Центральным банком РФ и Правительством РФ сложились тесные связи. Правительство РФ заинтересовано в надежности Центрального банка РФ в силу особой роли последнего в кредитной системе страны, в проведении его денежно-кредитной политики. Однако тесные связи центрального банка с государством не означают, что последнее может безгранично влиять на его политику. Независимость Банка России от Правительства РФ является необходимым условием эффективности его деятельности по поддержанию денежно-кредитной и валютной стабильности. Это особенно важно в плане ограничения возможностей правительства использовать ресурсы центрального банка для покрытия бюджетного дефицита.

В то же время независимость центрального банка носит относительный характер, поскольку экономическая политика Правительства РФ не может быть успешной без согласования и тесной увязки ее основных элементов: денежно-кредитной и финансовой политики. Поэтому в долгосрочном плане политика центрального банка прямо определяется приоритетами макроэкономического курса правительства. В конечном счете, любой центральный банк в той или иной степени сочетает черты и банка, и государственного органа.

В связи с этим актуальным является разграничение полномочий между Банком России и другими органами государственной власти и создания условий, обеспечивающих взаимодействие между ними, способствующих реализации государственной денежно-кредитной и банковской политики.

Реализуя возложенные на него функции, Банк России активно взаимодействует с Правительством РФ:

  • участвует в разработке экономической политики Правительства РФ;
  • совместно с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
  • Банк России и Правительство РФ информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации.

Правительство РФ разрабатывает и представляет Госдуме федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение и представляет Госдуме отчет об исполнении федерального бюджета, проводит в РФ единую финансовую, кредитную и денежную политику. Участие Банка России в разработке экономической политики Правительства РФ предусмотрено действующим законодательством. На заседаниях Правительства РФ принимает участие Председатель Банка России или один из его заместителей.

Основной целью взаимного представительства является осуществление согласованных мер по реализации денежно-кредитной политики, под которой понимается совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса, являющихся одной из форм (методов) вмешательства государства в процесс воспроизводства. Правительство РФ также участвует на заседаниях Совета директоров Банка России. Представителями Правительства РФ в этом случае являются Министр финансов РФ и Министр экономического развития и торговли РФ, их заместители, имеющих право совещательного голоса.

Председатель Банка России, присутствуя на заседаниях Правительства РФ, наделяется правом совещательного голоса. Вопросы, при рассмотрении которых взаимное представительство на заседаниях обязательно, определены в Положении о взаимном представительстве Правительства РФ и Центрального банка РФ. Так, Председатель Банка России участвует в заседаниях Правительства РФ при рассмотрении вопросов экономической и денежно-кредитной политики, а также вопросов, затрагивающих интересы банковской системы. Министру финансов РФ и Министру экономического развития и торговли РФ предписано участвовать в заседаниях Совета директоров Банка России при рассмотрении всех вопросов, кроме относящихся к организации работы Банка России.

В некоторых случаях Правительству РФ предоставлено право давать Банку России поручения. Например, Банку России может быть поручено осуществлять сбор и передачу информации международным организациям. По некоторым вопросам Банк России до принятия окончательного решения обязан информировать Правительство РФ. Так, в соответствии со ст. 33 Федерального закона до принятия решения Советом директоров Банка России о выпуске в обращение новых банкнот и монет и об изъятии старых, утверждении номиналов и образцов новых денежных знаков требуется предварительное информирование Правительства РФ.

Взаимодействие Банка России с органами исполнительной власти Российской Федерации

Помимо этого Банк России осуществляет координацию своих действий непосредственно с теми федеральными органами исполнительной власти, которые действуют в сфере экономики, финансов, денежного обращения и кредита.

Взаимодействие Банка России с Министерством финансов

Основополагающее значение для финансово-кредитной системы России имеет координация взаимных действий Банка России и Министерства финансов РФ.

Являясь федеральным органом по управлению финансами в РФ, Министерство финансов РФ осуществляет функции, тесно связанные с деятельностью Банка России, в частности, в области денежного обращения, государственного кредита, в области развития рынка ценных бумаг, валютного регулирования, налоговой системы. Министерство финансов РФ совместно с Министерством экономического развития РФ и Банком России участвует в разработке и осуществлении мер по обеспечению товарно-денежных пропорций и сбалансированности денежных доходов и расходов населения, по укреплению денежного обращения, повышению покупательной способности рубля, а также в подготовке предложений по основным направлениям денежно-кредитной политики Российской Федерации, улучшению состояния расчетов в экономике и совершенствованию организации денежного обращения. Кроме того, Банк России совместно с Министерством финансов РФ и Федеральным казначейством осуществляет обслуживание государственного внутреннего долга.

Взаимодействие Банка России с Федеральным казначейством

Взаимодействие Банка России с Федеральным казначейством осуществляется по следующим основным направлениям:

а) исполнение федерального бюджета;

б) осуществление надзора за соблюдением бюджетными организациями действующего законодательства.

Важное значение имеет организация согласованных действий Банка России и Федерального казначейства при реализации Федеральным казначейством своих прав по проведению в банках и иных финансово-кредитных организациях проверок документов, связанных с зачислением, перечислением и использованием средств бюджета Российской Федерации, а также при получении необходимых в ходе проверок объяснений, справок и сведений, по получению от представителей организаций справок о состоянии счетов предприятий (организаций), использующих средства республиканского бюджета, государственных (федеральных) внебюджетных фондов, внебюджетные (федеральные) средства. При невыполнении требований федерального казначейства оно может приостановить операции по счетам предприятий и организаций (включая банки и иные финансово- кредитные учреждения), использующим государственные средства.

Руководителям центрального аппарата и территориальных органов федерального казначейства предоставлены права: производить взыскание в бесспорном порядке с предприятия (организации) государственных средств, используемых не по целевому назначению, с наложением штрафа (взимание штрафов осуществляется налоговыми органами) в размере действующей учетной ставки Банка России, а также налагать на банки и иные кредитные организации штраф в случае несвоевременного зачисления ими средств, поступивших в доход республиканского бюджета, в государственные (федеральные) внебюджетные фонды, либо средств, перечисленных из республиканского бюджета и указанных фондов на счета получателей, в размере действующей в банке (кредитной организации), допустившем нарушение, процентной ставки при краткосрочном предоставлении кредитов, увеличенной на 10 %. Помимо этого, федеральное казначейство может вносить в Банк России представления на лишение соответствующих кредитных организаций лицензий на совершение банковских операций. Между тем, Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» не оговаривает возможность внесения в Банк России каких-либо представлений от других государственных органов.