Содержание

Прогнозирование в менеджменте

В основе разработки планов находится прогноз, т. е. система аргументированных представлений о направлениях развития и будущем состоянии организации и ее окружения. В самом простом случае прогноз представляет собой утверждение о возможности или невозможности того или иного события. Основами прогнозов являются специальные обследования, другие прогнозы, вероятностный математический анализ и анализ временных рядов, мозговая атака, опросы специалистов и проч.

Выделяют следующие виды прогнозов:

1) по функциональному назначению:

  • прогноз будущего организации при различных вариантах внешних воздействий;
  • прогноз путей достижения цели (программный);
  • прогноз проблемных ситуаций, которые могут возникнуть;
  • прогноз возможных последствий принимаемых решений;
  • прогноз состояния среды;

2) по содержанию - научно-технические, экономические (финансовый, рыночный и т. п.), военно-политические и проч;

3) по периоду: оперативные (до 1 месяца); краткосрочные (до 1 года); среднесрочные (до 5 лет); долгосрочные (более 5 лет);

4) по степени надежности (вероятность наступления предсказанного события при заданных условиях в пределе установленных допусков);

5) по форме представления результатов - качественные и количественные (интервальные и точечные). Чем выше срок прогноза, тем в большей мере он ориентируется на качественные характеристики объекта;

6) по степени охвата объекта—локальные и комплексные, включающие все его основные характеристики, ограничения и проч.

Составление прогнозов, или прогнозирование, предполагает:

  • во-первых, анализ экономических, социальных, технических и других процессов, происходящих в организации и ее окружении, связей между ними, оценку сложившейся ситуации и выявление узловых проблем;
  • во-вторых, формирование видения будущего и определение трудностей и практических задач, которые необходимо решить;
  • в-третьих, обоснование и анализ различных вариантов изменения потенциала (кадрового, производственного и научно-технического), возможных стратегий.

Деятельность по научному предвидению будущего социально-экономической системы и составлению прогнозов называется прогнозированием. Оно бывет пассивным (фирма ничего не собирается предпринимать) и активным.

Принципами прогнозирования считаются: научность; системность, комплексность; адекватность объекту; многовариантность; преемственность, увязка с другими прогнозами; непрерывность; рассмотрение объекта в динамике.

Этапами разработки прогноза являются:

1) определение потребностей в прогнозе, его цели;

2) уточнение характеристик объекта прогнозирования;

3) установление и анализ активных факторов прогнозного фона;

4) формирование информационной базы;

5) выбор моделей и методов прогноза;

6) формулировка и оценка вариантов:

7) разработка рекомендаций по принятию решений.

Методы прогнозирования

Рассмотрим классификацию методов прогнозирования. С точки зрения сложности они бывают простыми и комплексными.

По характеру используемой информации их можно разделить на:

  • фактографические (базируются на сведениях о прошлом и настоящем объекта);
  • опережающие (основываются на анализе динамики открытий, изобретений, патентов).

По способу обработки и анализа прогнозной информации выделяют:

1) Cтатистические методы.

  • построение и анализ динамических рядов (последовательного множества показателей во времени);
  • экстраполяция;
  • регрессионное моделирование (решение уравнений, позволяющих находить значения переменных и оценивать их влияние на искомую величину; показывающие их роль в прогнозируемой системе);

2) Логические методы:

  • аналогия (установление подобия между объектами, позволяющего на основе знания поведения одного прогнозировать поведение другого);
  • построение параметрических рядов;
  • морфология;
  • матричные модели);
  • причинно-следственный.

В настоящее время существует более 150 методов прогнозирования, но в целом они крайне субъективны и ни один не универсален. Поэтому прогнозы дополняются определенными допущениями о том, что развитие ситуации будет происходить именно так, а не иначе. Когда материала для определенных выводов недостаточно, допущения используются в качестве самостоятельного инструмента прогнозирования.

Прогнозирование может основываться как на использовании различных формализованных моделей (поисковое), так и на творческом предвидении.

В основе поискового прогнозирования лежит изучение поведения объекта в настоящем и прошлом (ретроспекция) за период основания прогноза, т. е. промежутка времени, на базе которого строится упреждение.

Это позволяет (при условии сохранения существующих тенденций) описать предполагаемую картину будущего состояния системы в рамках срока (горизонта) прогнозирования.

При этом используются методы экстраполяции и математического моделирования, составляющие суть генетического подхода к прогнозированию.

Экстраполяция, или проекция в будущее, предполагает автоматическое перенесение в него существовавших в прошлом тенденций развития (темпов и направленности роста производства, доли фирмы на рынке и др.).

Но такой метод пригоден только для стабильных условий, которые в течение срока действия прогноза меняться не должны, и требует изучения ситуации не менее чем за десятилетие.

Если будущее ожидается не очень стабильным, но при этом причинно- следственные связи между событиями все же просматриваются, для прогнозирования используются сложные математические модели.

Неопределенность экономической, политической и социальной ситуации, порожденная современной НТР, обусловливает применение нормативного подхода к прогнозированию, основанного на экспертных оценках. Его суть состоит в том, что специалисты разных областей знания путем интуитивно-логического анализа и совместного обсуждения всей известной информации формируют видение будущего состояния объекта прогнозирования. Затем (против хода времени) осуществляется поиск путей его достижения методом интерполяции (поиск «середины» исходя из известных начального и конечного моментов).

Необходимую информацию для нужд прогнозирования можно получить на основе результатов экспериментов, изучения существующих нормативов, различных обследований и проч.

Подробное описание последовательных событий с определенной степенью вероятности ведущих к предсказанному состоянию объекта или возможным последствиям сделанного выбора получило название прогнозного сценария. Сценарий исходит из гипотетического состояния объекта и четко сформулированных допущений. Он составляется от прошлого к будущему и от будущего к прошлому и показывает, как из существующей ситуации можно шаг за шагом перейти к желаемому состоянию объекта. Поэтому сценарий должен быть логичным и внутренне целостным.

Этапами составления сценария являются:

1) структуризация информации;

2) определение критических точек среды бизнеса;

3) описание показателей желаемого состояния объекта;

4) формулировка вариантов их достижения;

5) сопоставление вариантов с намеченными показателями и их корректировка с учетом непредвиденных событий;

6) выбор окончательного варианта.

Многовариантность прогнозов предполагает составление двух-трех вариантов сценария:

  • оптимистичного, в надежде на благоприятные условия;
  • реалистичного, исходящего из средних условий;
  • пессимистичного, предполагающего, что дела у организации могут пойти совсем плохо.

Крайние варианты сценария задают рамки, в которых допустимы отклонения в ходе реализации стратегии. Наличие пакета сценариев служит основой для творческих дискуссий, позволяющих их совершенствовать, а также дает возможность в ходе реализации плана переключаться с одного на другой, что уменьшает риск.

Основная цель планирования состоит в том, чтобы, насколько это возможно в данных условиях, найти оптимальный вариант решения задач, стоящих перед организацией. Это не всегда удается, но стремиться к этому необходимо.