Содержание

Активы коммерческого банка

Активы коммерческого банка, или размещенные средства, подразделяются по объектам и сферам вложений, в качестве которых могут выступать: денежные средства (национальная и иностранная валюта), драгоценные металлы и драгоценные камни, кредиты различным типам заемщиков и на различные цели, ценные бумаги, недвижимость, материально-технические средства и прочее.

Такая группировка активов носит наиболее общий характер и является в какой-то мере условной. В частности, кредиты как денежный капитал функционируют в различных сферах и отраслях народного хозяйства и направляются на формирование различных конечных объектов инвестирования (вложений) — материальных оборотных средств и основного капитала. Вместе с тем, эта группировка отражает исторически сложившиеся сферы банковских вложений и закреплена определенными разделами банковского баланса.

Структура активов коммерческого банка

В Плане счетов кредитных организаций выделяется следующий состав банковских активов:

  • остатки денежных средств на корреспондентских счетах;
  • остаток наличности в кассе банка;
  • обязательные резервы в ЦБ РФ («резервные требования»);
  • иностранная валюта;
  • кредиты выданные;
  • вложения в ценные бумаги;
  • инвестиции в уставной капитал других предприятий;
  • вложения в драгоценные металлы и камни;
  • вложения в недвижимость;
  • материально-техническая база банка;
  • прочие активы.

Свойства активов коммерческого банка

Активы банка обладают следующими свойствами:

  • ликвидность — способность быстро превращаться в деньги без потери рыночной стоимости;
  • рисковость (надежность) — способность актива к возврату без потери своей номинальной суммы;
  • доходность — способность актива приносить доход;
  • срочность.

Классификация активов коммерческого банка по степени ликвидности

Ликвидность активов зависит от состояния (уровня активности) конкретных сегментов финансового и товарного рынка. Чем выше спрос на определенные объекты банковских вложений, тем выше ликвидность соответствующих активов. Другими словами — тем легче эти активы продать, получив за них «живые» деньги. Ликвидность также зависит от цены продавца (т.е. банка): чем выше цена продажи актива, тем труднее его продать, тем больше будет срок его превращения в денежные средства, а следовательно, ликвидность такого актива будет ниже.

Все активы можно подразделить по уровню ликвидности на:

  • самоликвидные (денежные средства в наличной и безналичной форме);
  • высоколиквидные (срок реализации которых исчисляется днями);
  • среднеликвидные (срок реализации которых исчисляется неделями);
  • низколиквидные (срок реализации которых исчисляется месяцами).

Ликвидность активов банка

 Так, к высоколиквидным активам относятся «короткие» и краткосрочные кредиты, выданные надежным платежеспособным заемщикам, краткосрочные долговые ценные бумаги надежных эмитентов, а также акции, пользующиеся спросом и котирующиеся на организованном рынке ценных бумаг.

Наоборот, объекты недвижимости, особенно здания и земельные участки, относятся к низколиквидным активам. На оформление сделки купли-продажи недвижимости может уйти несколько недель независимо от уровня спроса.

Главная практическая задача каждого банка — поддерживать высокий уровень ликвидности своих активов. Ликвидность — основной, важнейший принцип формирования активов.

В свою очередь, активы несут различные функции в формировании ликвидности. Каждый банк стремится создать как можно больше ликвидных активов, но для устойчивости банка важны и низколиквидные активы. Так, часть активов банк формирует в виде «глубоких» резервов, реализация которых осуществляется только в крайне критических ситуациях для банка. В качестве активов, несущих функцию «глубоких» резервов выступают, например: золото, драгоценные камни, антиквариат, произведения искусства, объекты недвижимости. Такую же функцию могут нести акции предприятий, приобретенные не для быстрой перепродажи, а с целью участия в капитале и управлении акционерного общества.

Классификация активов коммерческого банка по степени доходности

Все активы банка делятся на доходные и недоходные. Разделение их на две группы в какой-то мере условно, так как в конечном счете все активы участвуют в формировании дохода, но одни — непосредственно, а другие — опосредованно способствуют получению дохода.

К доходным активам в первую очередь относятся: — кредиты предоставленные; — ценные бумаги; — материально-технические активы, переданные в финансовую аренду (лизинг).

Доходными активами являются также драгоценные металлы и драгоценные камни, иностранная валюта, которые приносят доход при повышении их рыночной стоимости или в условиях инфляции («курсовой доход»).

Среди доходных активов выделяются вложения, приносящие процентный доход. Это — кредиты, долговые обязательства в виде ценных бумаг, приносящих процентный доход (облигации, векселя, депозитные сертификаты и т.п.)

К доходным активам можно отнести также остатки на корреспондентских счетах банка и остатки наличных средств по кассе, поскольку эти средства используются для расчетно-кассового обслуживания клиентов банка, за которое банки взимают плату в виде комиссии с дебетового оборота по расчетному счету или в виде процента за обналичивание средств, когда выдают их клиентам через кассу. В мировой практике расчетно-кассовое обслуживание, а также проведение клиентских платежей через корреспондентскую сеть банка являются платными.

Доход, получаемый от активов, представляющих собой остатки на корреспондентских счетах, по своему существу, носит характер комиссионного дохода. Объем этого дохода зависит от масштабов клиентской базы (т.е. от количества обслуживаемых клиентов) и от объема безналичного и наличного оборота средств. Чем больше число клиентов и больше платежный оборот банка, тем выше доход.

Вместе с тем, доход от активов может уменьшаться в условиях ужесточения конкурентной борьбы банков «за клиента». Чтобы больше привлечь клиентов, банки снижают размер платы за расчетно-кассовое обслуживание, а по ряду расчетных операций и вообще отменяют ее. К недоходным активам относятся вложения в собственную материально-техническую базу: здания офисов, мебель, компьютеры, различное банковское и кассовое оборудование. Сюда же относятся и нематериальные активы, необходимые для работы банка: программные продукты, права аренды зданий и помещений и т.п. От этих вложений банки не получают непосредственно доход, но без них была бы невозможна и сама деятельность банковских учреждений.

Классификаөия активов коммерческого банка по степени риска

По уровню рисковости (обратный показатель — надежность) все активы группируются на:

  • высокорисковые;
  • среднерисковые; 
  • низкорисковые;
  • безрисковые. 

В банковской практике существует следующее правило: чем выше доходность актива, тем он более рисковый. Высокая рисковость вложений означает их меньшую надёжность, т.е. слабую способность к возврату. К высокорисковым активам относятся кредитные вложения. «Невозврат» кредитов — довольно частое явление в банковской практике. 

Существует резкая дифференциация по уровню риска вложений в ценные бумаги долгового характера в зависимости от надежности эмитента. Недоходные активы относятся к безрисковым.

Классификация активов банка по степени срочности

Одной из важнейших характеристик активов является их срочность. По этому показателю активы подразделяются на:

  • до востребования;
  • «короткие» (до 30 дней);
  • краткосрочные (от 1 месяца до 1 года);
  • среднесрочные (от 1 года до 3 лет);
  • долгосрочные (от 3-х лет).

Часть активов банка выступает его финансовыми требованиями. К требованиям банка относятся денежные средства, размещенные на корреспондентских счетах банка в других банках (корреспондентские счета в ЦБ, в фонде обязательного резервирования в ЦБ, в других банках и банках нерезидентах); кредиты выданные, вложения в долговые ценные бумаги других эмитентов, материальные активы, сданные в лизинг. Недвижимость, другие материальные активы, принадлежащие банку, а также остатки наличных денежных средств в кассе банка не являются требованиями банка.

Для банков важнейшей проблемой в управлении активами и пассивами является обеспечение соответствия по срокам между ресурсами привлеченными (пассивами) и их размещением (активами).

В современном банковском сленге существуют понятия «коротких и длинных» пассивов, «коротких и длинных» активов. Часть краткосрочных пассивов (их «твердый» остаток) можно трансформировать в долгосрочные активы. Но практический опыт свидетельствует, что излишняя трансформация краткосрочных ресурсов в долгосрочные вложения ведет к снижению ликвидности банка, к недостатку высоколиквидных средств, обеспечивающих своевременное и качественное обслуживание клиентов, своевременное проведение расчетных операций по их счетам.

Искусство управления банковской деятельностью состоит в умении рационально сочетать источники формирования банковских ресурсов по их стоимости (чем дешевле, тем лучше), по срокам — с одной стороны, с такими направлениями их размещения (т.е. формирования активов), которые обеспечивают высокий уровень ликвидности банка и доходности его деятельности — с другой.