Содержание

История менеджмента

Менеджмент как самостоятельное научное направление имеет длительную история и вбирает в себя широкую совокупность разнообразных теоретических взглядов и представлений по поводу управления людьми в организациях, побуждения их к эффективной деятельности, направленной на достижение их иерархически взаимосвязанных целей и задач. Теоретический базис современного менеджмента выстроен на основе хронологической упорядоченности, отражающей концептуальную и методологическую эволюцию.

Прежде чем менеджмент смог выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления.Результаты археологических раскопок убедительно свидетельствуют о том, что и в доисторические времена люди жили организованными группами, трудовая и любая другая деятельность которых носила более или менее упорядоченный характер. Первые, самые простые, формы организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода.

Наличие упорядоченности в поведении древних людей убеждает современный мир в применении по отношению к ним вполне определенных процедур управления. Глиняные пластинки, датированные третьим тысячелетием до нашей эры, донесли до нас сведения о законах древнего государства Шумеры, о коммерческих сделках его граждан, регламентированных этими законами. В Европе обнаружены доказательства существования торговли еще 30 тысяч лет назад, т.е. во времена палеолита — на заре каменного века. При этом первоначально развивалась торговля между народами, живущими далеко друг от друга — арабами, евреями, фризами, саксами. Посредниками здесь выступали купцы, которые перемещались на большие расстояния. Предметами древней торговли были украшения из золота и серебра, драгоценные камни, редкие породы дерева, шелка, пряности, благовония. Торговая и посредническая деятельность несла в себе признаки управления. Данный факт рассматривается сегодня как убедительное доказательство того, что управление есть неотъемлемый элемент любой цивилизации, даже самой древней. Практика управления миром людей так же стара, как и сам мир.

Платон и Аристотель об управлении

С зарождением философии и других древних наук были предприняты первые попытки объяснить мироустройство, взаимодействие людей, упорядоченное, целенаправленное поведение, его результаты. Мыслители древности утверждали, что основной причиной бедственного положения людей является нарушение «старшинства в обществе»), т.е. элементарного упорядочения, управления (точнее, отсутствие системы управления).

Так, философ Платон рассматривал управление как один из элементов системы жизнеобеспечения общества, причем настолько важный, что он может быть сопоставлен с наукой об общем питании людей. Он один из первых сформулировал следующий тезис: управление должно основываться на всеобщих законах. Только соблюдение этих законов в управлении обществом может привести его к благоденствию. Но поскольку законы общественной жизни носят слишком абстрактный характер, даже на их основе трудно отыскать мудрое решение для каждого конкретного случая. В принципе эта ситуация имеет место и сейчас. К началу третьего тысячелетия человечество глубоко изучило законы общественного развития, но далеко не каждый из нас может грамотно применить их в разрешении конкретной проблемы. Платон утверждал, что «мудрое управление» под силу только тем из представителей общества, кто кроме знания законов обладает искусством управлять людьми, которое выражается в том числе в правильной интерпретации законов общественного развития применительно к каждому конкретному случаю повседневного бытия.

Аристотель, заложивший основы учения о ведении домашнего хозяйства, подчеркивал необходимость применения рабовладельцами специальных методов и приемов, обеспечивающих искусное управление рабами. При этом, поскольку управление рабами требует значительных усилий и затрат времени, рабовладелец при наличии соответствующих условий может с успехом передать эти функции управляющему. Принцип передачи собственником управленческих функций специально подготовленным для этого работникам (прототипов современных менеджеров) применяется и в настоящее время. Изменились формы владения собственностью (появилась, в частности, акционерная форма), изменились и сами объекты собственности, но принцип передачи функций управления в человеческой практике действует до сих пор и будет действовать впредь.

Макиавелли о государстве

В Средние века заметный след в теории и практике управления оставил итальянский философ, писатель и политик Никколо Макиавелли. Главной причиной бедствий любого государства он считал слабую власть. Его взгляды на власть и управление нашли отражение в книге «Государь». Утверждают, что она была настольной у многих зарубежных и отечественных государственных лидеров. Некоторые из изложенных в ней взглядов нельзя игнорировать и современным менеджерам. За рубежом многие школы бизнеса ведут целые курсы по изучению трудов Макиавелли, формируются даже самостоятельные научные направления для развития его идей в области лидерства применительно к современным условиям. Российским руководителям, предпринимателям, управленцам-практикам, предприятия которых, с одной стороны, находятся в реформируемой экономической и политической среде, а с другой — сами реформируют свою деятельность, знакомство с идеями Макиавелли будет более чем полезно.

В трактате «Государь» с позиций современного менеджмента можно выделить четыре группы (вида) идей, которые особенно актуальны для России. Это идеи о государстве, власти, руководителях (князьях, как их называл автор) и людях (т.е. подчиненных). Макиавелли было свойственно идеализировать Римскую республику, видеть в устройстве государства по ее типу силу и мощь: «Римляне, умевшие предвидеть осложнения заранее, всегда с ними справлялись и никогда не давали им накапливаться, лишь бы избежать войны. Они знали, что война не устраняется, а только откладывается к выгоде противника». И ниже: «Никогда не следует допускать развиваться беспорядку из желания избегнуть войны: она не устраняется и только, во вред тебе же, откладывается». Сильно сказано! Cильно и, пожалуй, точно, ибо и совре- менная история дает немало подтверждений правоте этой истины.

Александр Македонский (356-323 до н. э.) развил теорию и практику управления войсками. Серьезный вклад в практику организации управления большими массами людей (войсками) внесли выдающиеся полководцы Ганнибал, Аттила, Чингисхан, Тамерлан, позднее Наполеон, а у нас в России – А. Суворов, М. Кутузов. Именно военная сфера явилась той областью, где отрабатывались прогрессивные формы и методы управления, где были выявлены решающие преимущества организации, объединения людей для достижения постав- ленной цели.

Общие принципы военного управления с успехом могут быть использованы и в управлении хозяйством. История оставила нам выдающиеся примеры решения хозяйственных проблем в древних государствах: продовольственного обеспечения на основе орошения и применения системы каналов в Древнем Египте; управления строительством грандиозных пирамид в государстве инков и в том же Египте; строительства городов, оборонных и культовых сооружений, поражающих своими размерами и высоким качеством исполнения.

Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении при- надлежит А. Смиту (1723-1790). Он сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.

Методология менеджмента построена на четырех основных принципах экономического либерализма и разделения труда, которые сформулировал А. Смит в своей классической работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» 1776 г.:

1) люди эгоистичны и своекорыстны и активно действуют только ради собственной выгоды;

2) но люди взаимосвязаны и взаимозависимы, так как производят продукты друг для друга;

3) если людям не мешать, рынок заставит их учитывать интересы друг друга;

4) работая на себя, люди невольно будут работать и на общество.

Идеи гуманизации управления производством Р. Оуэна (1771-1858), а также необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и по сей день.

Школа научного управления

Переход от присваивающего хозяйства (охота, сбор плодов и т. д.) к производству (производящей экономике) стал точкой отсчета в истории менеджмента.

В сущности, то, что мы сегодня называем менеджментом, зародилось во времена Промышленной революции XIX в. Возникновение фабрики как первичного типа производства и потребность обеспечения работой больших масс людей привели к осознанию, что индивидуальные владельцы не в состоянии наблюдать за деятельностью всех и каждого. В результате среди работников были выбраны лучшие и специально обучены тому, как представлять интересы владельца на рабочих местах. Эти люди стали первыми менеджерами.

Первый шаг к рассмотрению менеджмента как науки управления сделал Ф. Тейлор (1856-1915). Он заинтересовался не качествами отдельного человека и эффективностью его труда, а эффективностью деятельности организации, что и положило начало развитию школы научного управления (1885-1925 гг.).

Основные принципы этой школы:

  •  использование научного анализа для определения лучшего способа решения хозяйственных задач;
  • целенаправленный отбор работников, больше других подходящих для выполнения задач, их обучение;
  •  обеспечение работников ресурсами;
  • применение материального стимулирования;
  • отделение планирования от самой работы.

Все сводится к заключению: если можно на научной основе отобрать людей, подготовить их, предоставить им некоторые стимулы и слить воедино работу и человека, тогда можно получить совокупную производительность, превышающую вклад, сделанный индивидуальной рабочей силой.

Главная заслуга Ф. Тейлора в том, что он разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих.

Становление науки об управлении связано также с именами Ф. и Л. Джилбертов. Они провели исследования в области трудовых отношений, усовершенствовали хронометражные методики Ф. Тейлора, разработали научные принципы организации рабочего места. Представителем школы научного управления в России был О. А. Ерманский. Им в начале ХХ в. была разработана теория рациональной организации труда и управления, в основу которой положено понятие психофизиологического оптимума, т. е. максимума полезной работы на единицу затраченной энергии.

Теория планирования и контроля Г. Ганнта

Особенность теории американского ученого Генри Ганнта (1861—1919), основного ученика и последователя Ф. Тейлора, заключается в акцентировании ведущей роли человеческого фактора в промышленном производстве. Ему принадлежит фраза: «Из всех проблем менеджмента наиболее важной является проблема человеческого фактора… Все, что мы предпринимаем, должно находиться в согласии с человеческой природой. Мы не можем понукать людьми; мы обязаны направлять их развитие». Исследователи отмечают, что Г. Ганнт впервые ввел в научный оборот термин «человеческий фактор».

В своих исследованиях Г. Ганнт поднялся до уровня широких общественных проблем и обратил внимание на социальную ответственность бизнеса, которая только и может обеспечить его долговременную перспективу. Чаще всего имя Г. Ганнта ассоциируется с разработанной им в 1910 г. столбчатой диаграммой осуществления проекта («график Ганнта»), где на горизонтальной оси отмечается время, а на вертикальной — решаемые задачи. Основное достоинство графика Ганнта состоит в поэтапном представлении процесса выполнения проекта, и он особенно эффективен, когда число решаемых задач не более 30. Наряду с А. Файолем Ганнта часто называют отцом менеджмента проектов и программ. В производственном менеджменте «графики Ганта» сейчас также повсеместно используются при планировании различных производственно-технологических мероприятий на предприятиях, участках, в цехах.

Рациональные методы Гилбретов

Значительный вклад в развитие методологии производственного менеджмента внесли в 1910—1920-е гг. супруги Фрэнк и Лилиан Гилбрет. Они искали возможности рационализации рабочих движений и научного обоснования норм выработки. Супруги Гилбрет первыми использовали фотоаппарат и кинокамеру для изучения рабочих движений и устранения потерь рабочего времени, что способствовало исследованию уровня производительности труда. В частности, ими предложены рациональные методы трудовых операций в работе каменщиков при кладке кирпичных стен, которые используются в современной экономике. Кроме того, Ф. Гилбрет предложил методы оптимизации работы хирургов, позволившие резко сократить время пребывания пациента на операционном столе. Научные интересы Л. Гилбрет были в значительной степени сфокусированы на человеческих аспектах труда. Ее муж скончался внезапно, оставив на руках Лилиан 12 детей, младшему из которых было два года, а старшему — 19, но «первая леди менеджмента» продолжила свою научную работу. Она закончила разбор архива супруга, продолжала проводить семинары и консультации, читала лекции и получила ученое звание профессора Университета Пердью.

Административная школа управления

Административная (классическая) школа (1920-1950 гг.) занималась исследованием роли и функций менеджера. Ее представитель – А. Файоль (18411925) разделил весь процесс управления на 5 основных функций, которые мы до сих пор используем в теории управления организацией. Это планирование, организация, подбор и расстановка кадров, мотивация, контроль. На базе учения А. Файоля в 1920-е гг. сформулировано понятие организационной структуры фирмы. Основной вклад А. Файоля в теорию управления состоит в том, что он рассматривал его как универсальный процесс, состоящий из взаимосвязанных функций, образующих замкнутый цикл. Ему принадлежит также разработка принципов построения структуры организации и управления работниками.

В России в 1920-1930-е гг. А. К. Гастев разработал теорию управленческих процессов, выделив организационные, экономические и социально-психологические методы. А. М. Гинзбург обосновал необходимость сочетания централизованного планирования с товарноденежными отношениями. По ряду направлений российские ученые опережали своих зарубежных коллег. Уже в 1920-е гг. ими были проведены оригинальные исследования функций руководства (И. М. Бурдянский, Н. А. Витке), рационализации (П. Л. Ледер), линейных и функциональных структур управления (И. Н. Бутаков, В. В. Добрынин, Э. К. Дрезен).

Школа человеческих отношений

На рубеже 1930-х гг. появилась школа человеческих отношений, в основу которой положены достижения психологии и социологии; основное внимание сосредоточено на работнике, а не на самой работе. Родоначальником этой школы считается Э. Мэйо (1880-1949). Из других ученых этого направления можно выделить М. П. Фоллета, разработавшего теорию лидерства, А. Маслоу, показавшего, что мотивами поступков людей являются не экономические силы, а различные потребности, которые не могут быть представлены в денежном выражении.

В России представителями этой школы были С. Д. Стрельбицкий (исследовал проблемы управления трудовым коллективом), И. С. Канигисер (изучал проблемы лидерства). Появление количественной школы обусловлено развитием и применением в управлении кибернетики, математической статистики, моделирования, прогнозирования и вычислительной техники. Ключевой характеристикой школы служит замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями. Основоположником данной школы считается Л. В. Канторович (1912-1986), который предложил общие принципы линейного программирования. В. С. Немчинов внес существенный вклад в разработку статистических методов управления экономикой. В современных условиях математические методы используются практически во всех направлениях управленческой науки.